22.06.2016

Служебное расследование


Нередко возникают ситуации, когда сотрудники Пенсионного фонда РФ не принимают у налогоплательщиков документы индивидуального учета, несмотря на то, что документы подаются в срок. Мотивируется отказ тем, что документы содержат не все необходимые сведения. Вынося решение о привлечении страхователей к ответственности, органы ПФР порой даже не пытаются разобраться в причинах того, почему это происходит.


Решение о наложении штрафа


Решение
о привлечении страхователя (физического лица, самостоятельно
уплачивающего страховые взносы) к ответственности за нарушение
законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования
N 39 от 08 апреля 2005 г.


Заместитель начальника ГУ - Главного управления ПФР N 3 по г. N, рассмотрев Акт о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 14 марта 2005 г. N 64 ООО "Ритм", регистрационный N страхователя ... ИНН ... а также: пояснительную записку, форму АДВ-11, индивидуальные сведения за 2004 год, установил:

факт непредставления в срок, установленные п. 2 ст. 11 27-ФЗ от 01.04.96 сроки, индивидуальных сведений о стаже и заработке за 2004 год, а именно: индивидуальные сведения о стаже и заработке за 2004 год сданы 14 марта 2005 года

Руководствуясь ст. 101 Налогового кодекса РФ,

Решил:

1. Привлечь ООО "Ритм" к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в ГУ - Главное управление ПФР N 3 в виде штрафа в размере 11 220 руб.

2. Предложить ООО "Ритм" уплатить в срок, указанный в Требовании, сумму штрафа в соответствии с п. 1 резолютивной части настоящего Решения.


Требование об уплате штрафа


Требование
об уплате финансовой санкции
N 37 от 08 апреля 2005 г.


ГУ - Главное управление ПФР N 3 по г. N ставит в известность, что Решением от 08 апреля 2005 г. N 37, вынесенным по Акту от 14 марта 2005 г. N 61 ООО "ПВ-монтаж" регистрационный N ... ИНН ... привлечено к ответственности за нарушение законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (с изм. от 25.10.01, 31.12.02).

Предлагаем вам в добровольном порядке в десятидневный срок со дня получения Требования уплатить финансовые санкции в размере 3309 рублей (три тысячи триста девять рублей).

В случае если финансовые санкции не будут внесены в указанный срок, ГУ - Главное управление ПФР N 1 по N в соответствии со ст. 104 первой Налогового кодекса РФ обратится в суд с исковым заявлением о взыскании с ООО "ПВ-монтаж" финансовой санкции в размере 3309 рублей.


Решение арбитражного суда о взыскании штрафа


"извлечение"

Арбитражный суд в составе:

...

Установил:

Иск заявлен о взыскании штрафа в размере 11 220 руб. к ООО "Ритм" за неполное представление индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета на основании ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ от 01.04.1996 г.

Дело рассматривается в порядке упрощенного производства на основании ст. 266 АПК РФ.

Суд, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. предусмотрено, что страхователи обязаны представлять в органы Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах и о страховом стаже. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют сведения в установленном порядке. Страхователь представляет вышеуказанные сведения один раз в год, не позднее 1 марта.

Ответчиком индивидуальные сведения за 2004 год были представлены Истцу 14.03.05.

По факту нарушения законодательства Истцом составлен Акт N 64 от 14.03.05 и вынесено Решение N 39 от 08.04.05 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования на основании ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде взыскания штрафа в размере 11 220 руб. Ответчику направлено Требование N 39 от 08.04.05 о добровольной уплате штрафа, которое исполнено не было.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представления неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд РФ.

Доказательствами, имеющимися в материалах дела (ведомость и протокол к ней - л.д. 11), подтверждается нарушение ответчиком законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования. Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность (ст. 112 НК РФ), судом не установлено.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167-170 АПК РФ,

Решил:

Взыскать с ООО "Ритм" (ИНН... адрес:...) в бюджет Пенсионного Фонда России штраф в размере 11 220 руб.

Взыскать с ООО "Ритм" в доход федерального бюджета гос. пошлину в размере 500 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в порядке апелляционного производства.


Вносим ясность

Организация представила документы индивидуального (персонифицированного) учета за 2004 г. до 1 марта 2005 г., т.е. в срок. Но сотрудники Пенсионного фонда не приняли у организации документы из-за неполноты представленных данных.

Дело в том, что в поданных документах отсутствовали сведения о двух работниках. Одна из сотрудниц на момент представления сведений не числилась в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку свидетельство на нее только готовилось, а у второй сотрудницы в связи со сменой фамилии менялось пенсионное свидетельство.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете сведения в Пенсионный фонд РФ (ПФР) представляются в виде документов по утвержденным формам в письменной и электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи). Вопрос о возможности представления информации в электронной форме решается ПФР совместно с конкретными страхователями.

Страхователь по рекомендации ПФР подготовил сведения в электронном виде, использовав программное обеспечение, предоставленное отделением ПФР. Однако у данной программы есть одна особенность - она не позволяет заполнять какие-либо сведения о работнике, если у работника отсутствует номер пенсионного страхового свидетельства.

Если обратиться к Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета, в которой предусмотрены специальные правила подготовки документов на машинном носителе информации (формат данных), то из нее следует, что многие форматы данных содержат обязательную строку "номер пенсионного страхового свидетельства застрахованного" (например, формат записи об индивидуальных сведениях застрахованного лица в формах СЗВ-1 и СЗВ-3), поэтому, не заполнив ее, страхователь не сможет заполнить и всю отчетность в целом.

Как показывает практика, органы ПФР, вынося решение о привлечении страхователей к ответственности, даже не пытаются разобраться в причинах, по которым страхователь не исполнил возложенную на него законом обязанность. Вместе с тем из ст. 16 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, в которой установлены права и обязанности органов ПФР, не следует, что они имеют право отказывать страхователям в приеме сведений. Этот же вывод содержится и в Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Таким образом, органы ПФР обязаны принять все представляемые страхователем сведения. А если впоследствии при проверке представленных сведений органами ПФР будут обнаружены ошибки, то документы (их копии) возвращаются страхователю с указанием обнаруженных нарушений. В двухнедельный срок страхователь обязан представить исправленные формы (п. 29 Инструкции).

Теперь понятно, что непредставление сведений в установленный законом срок по причине того, что сами органы, которым эти сведения нужны, отказывают в их принятии, свидетельствует об отсутствии вины страхователя. Более того, после вынесения решения о привлечении организации к ответственности органы Пенсионного фонда направили в ее адрес требование об уплате штрафа. Но как видно из самого требования, оно адресовано совсем другой организации.

Если бы суд истребовал у страхователя пояснения и выслушал его мнение по поводу решения ПФР, то вышеописанные обстоятельства обнаружились бы, и, вне всякого сомнения, существенным образом повлияли бы на исход дела.

Подведем некоторые итоги. Суд первой инстанции, рассматривая дело в упрощенном производстве, не разобрался в деталях, поэтому страхователю остается только одно - обжаловать судебное решение в вышестоящую инстанцию. Вместе с жалобой страхователю нужно представить все доказательства, подтверждающие факт представления документов в отделение ПФР до 1 марта и отказ сотрудников ПФР их принять. Такими доказательствами могут быть любые данные - документы, письма, даже не относящиеся к данному спору, но в которых, например, содержатся какие-то сведения, необходимые для разрешения именно этого спора (надписи, подписи и т.п.), а также свидетельские показания лиц, непосредственно передававших документы в ПФР (объяснения должны быть изложены в письменном виде).


Проект апелляционной жалобы на решение арбитражного суда
о взыскании штрафа


Арбитражным судом вынесено решение от 15.09.05, которым удовлетворено требование ГУ - ГУ ПФР N 1 по г. N (далее - Истец) о взыскании с ООО "Ритм" (далее - Ответчик) штрафа в размере 11 220 руб. Дело рассматривалось в порядке упрощенного производства на основании ст. 226 АПК РФ без вызова сторон.

Данное решение подлежит отмене, поскольку судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; суд не применил нормы материального права, подлежащие применению по данному делу: выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

Требование Истца об уплате финансовой санкции в размере 11 220 руб. не является обоснованным. ООО "Ритм" представляло документы индивидуального (персонифицированного) учета в установленный законом срок, т.е. до 01.03.05, однако сотрудники ГУ ПФР N 1 по г. N не принимали их, мотивируя свой отказ неполнотой данных.

Документы представлялись 26 февраля 2005 г. в кабинет N 405; 28 февраля 2005 г. в кабинет N 404; 1 марта 2005 г. в кабинет N 405. Факт представления документов в указанные дни подтверждается объяснительной запиской штатного курьера ООО "Ритм" гр. Иванова И.И. (приложение N 5). Дополнительно о пребывании 1 марта 2005 г. курьера Иванова И.И. в ГУ ПФР N 1 по г. N свидетельствует протокол к ведомости уплаты страховых взносов по другой организации, принятый Истцом (есть соответствующая отметка) от этого же курьера (приложение N 9).

Соблюдение ООО "Ритм" установленного законом срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается пометкой и личной подписью должностного лица ГУ - ГУ ПФР N 1 по г. N Петровой А.Б., проставленной 01.03.05 на Пояснительной записке к индивидуальным сведениям о страховом стаже (приложение N 4). На ней сделана запись следующего содержания: "О применении штрафных санкций за сдачу ИС не в полном объеме работодатель предупрежден".

Теперь что касается представления неполных сведений. Действительно, в комплекте документов, представленных ООО "Ритм", отсутствовали индивидуальные сведения в отношении двух работников: гражданки Белоруссии Л. и гражданки России К.

Гражданка Л. на момент представления сведений не числилась в системе индивидуального (персонифицированного) учета в качестве застрахованного лица. Страховое свидетельство было получено ею после 1 марта 2005 г.

На момент подачи сведений в ГУ ПФР N 1 по г. N у гр. К. также отсутствовало страховое свидетельство, поскольку предыдущее свидетельство было передано ею в отделение Пенсионного фонда для замены в связи со сменой фамилии.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" организация представляет сведения в виде документов в письменной и электронной форме (на магнитных носителях).

При формировании комплекта документов ООО "Ритм" использовало программное обеспечение, рекомендованное ГУ ПФР N 1 по г. N, оно при постановке на учет было передано Ответчику на дисках. Однако у данной программы есть одна особенность, которая не позволяет заполнять какие-либо сведения о работнике, если у работника отсутствует номер пенсионного страхового свидетельства. Только по этой причине ООО "Ритм" не могло представить сведения на магнитном носителе о двух вышеназванных работниках, не имеющих пенсионного страхового свидетельства. Сведения были представлены в письменной форме. В целях соответствия представляемой информации на обоих типах носителей (электронном и бумажном) представленные ООО "Ритм" в ГУ ПФР N 1 по г. N сведения в письменной форме не содержали данные о двух работниках, не имеющих пенсионное страховое свидетельство.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правонарушения, связанные с уплатой страховых пенсионных взносов, в т.ч. в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах. Поэтому к указанным правоотношениям применимы и положения главы 15 НК РФ, определяющие обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Данный вывод подтверждается п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.04 N 79.

Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, в частности, при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения.

Поскольку ООО "Ритм" неоднократно до 1 марта 2005 г. представляло сведения в ГУ ПФР N 1 по г. N, но они не принимались сотрудниками Пенсионного фонда, ООО "Ритм" не может быть признано виновным в нарушении сроков представления указанных сведений.

Следует отметить, что ст. 16 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования не установлено право Пенсионного фонда отказывать страхователям в приеме сведений. Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.03.97 N 318 (пп. 35, 36), также не предусмотрено право Пенсионного фонда (его территориальных подразделений) отказывать страхователям в приеме сведений по мотивам неполноты данных.

Таким образом, незаконные действия Истца создали препятствия для надлежащего исполнения Ответчиком обязанностей по своевременному представлению сведений, необходимых для персонифицированного учета.

Кроме того, при привлечении ООО "Ритм" к ответственности ГУ ПФР N 3 по г. N не был соблюден порядок привлечения к ответственности. ООО "Ритм" получило почтовое отправление, содержащее решение ГУ ПФР N 3 по г. N от 08.04.05 N 39 о привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 11 200 руб. и требование ГУ ПФР N 3 по г. N от 08.04.05 N 37 об уплате финансовой санкции в размере 3903 руб. (приложение N 6).

По неизвестным Ответчику причинам требование об уплате финансовой санкции было адресовано другой организации. В связи с этим Ответчик обратился к Истцу с письмом от 13.05.05 (приложение N 7), в котором указал на невозможность решения вопроса о добровольной выплате штрафа без направления в адрес организации соответствующего требования. Однако ответ на данное письмо не получен до настоящего времени.

Таким образом, вывод суда о том, что Ответчику направлено требование о добровольной уплате штрафа, но оно не исполнено, не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку такое требование Ответчику не направлялось. У ООО "Ритм" отсутствовала возможность исполнить решение ГУ ПФР N 3 по г. N от 08.04.05 N 39 (в нем даже не указаны соответствующие реквизиты для оплаты).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 257-252 АПК РФ,


Прошу суд:


Решение Арбитражного суда г. N от 15 сентября 2005 г. отменить, принять по делу новый судебный акт - отказать в удовлетворении требования ГУ - ГУ ПФР N 1 по г. N о взыскании с ООО "Ритм" штрафа в размере 11 220 руб.


Приложение:

1. Решение арбитражного суда г. N от 15.09.05 (копия).

2. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.

3. Документ, подтверждающий направление апелляционной жалобы Истцу.

4. Пояснительная записка к индивидуальным сведениям за 2004 г. (копия).

5. Объяснительная записка курьера (копия).

6. Требование N 37 об уплате санкции в размере 3903 руб. от 08.04.05 (копия).

7. Письмо в ГУ ПФР N 3 по г. N от 13.05.05 с квитанцией и уведомлением о вручении (копии).

8. Конверт из арбитражного суда г. N (копия).

9. Протокол к ведомости уплаты страховых взносов (копия).


От редакции

Как нам стало известно, апелляционный суд, рассмотрев жалобу организации, снизил размер штрафа с 11 220 руб. до 199 руб. (постановление девятого апелляционного суда г. Москвы от 28.11.05 по делу N 09-АП-12949/05-АК к моменту подготовки материала уже вступило в силу). Пенсионный фонд рассчитывал штраф, исходя из всей суммы причитающихся в ПФР платежей (112 199 руб. х 10%). Суд посчитал, что организация представила сведения по причитающимся пенсионным взносам, но не в полном объеме. Поэтому размер штрафа был рассчитал судом только из суммы страховых взносов на двух сотрудников. (1988 руб. х 10%).

Обратим внимание читателей на следующее. Статьей 8 Федерального закона об индивидуальном (персонифицированном) учете предусмотрено два варианта представления сведений в ПФР - в письменном или электронном виде. Поэтому, если по каким-то причинам страхователь не может представить сведения в ПФР в электронном виде или сотрудники ПФР отказывают страхователю в приеме документов, он может это сделать через почту. Составив все необходимые документы в письменном виде, нужно отправить их в адрес ПФР почтой с описью вложения, в которой обязательно должен быть указан весь перечень направляемых документов (форм).


Г.Н. Неверов,

директор ООО "РТФ-АУДИТ"


А.Б. Архиерейский,

управляющий партнер ООО "ЭкспертФинанс"


"Налоговые споры", N 3, март 2006 г.



Возврат к списку

Наши новости и публикации

Раскрытие информации

- Информация об ООО "РТФ-Аудит"

- Наличие права оказывать аудиторские услуги

- Структура

- Лица, связанные с ООО "РТФ-Аудит"

- Организация и обеспечение соблюдения требований профессиональной этики и независимости

- Контроль (надзор) за деятельностью (качеством работы)

- Аудиторы, работающие по трудовому договору

- Аудируемые лица и выручка от оказанных услуг

 
Компания

123557, Россия, г. Москва, Электрический пер., д. 3/10, стр. 1, помещ. 1/1

Тел./ факс : +7 (499) 753-57-40,

E-mail: info@rtf-group.ru

Время работы: с 10 по 18.00

Заказ обратного звонка

ВКонтакте ВКонтакте

Все новости Вся информация